Новости

Регистрация | Вспомнить

0

новых

0

обновить

Прививать любовь к труду

[27.03.2018 / 12:05]

Разрешить привлекать школьников к профессиональной деятельности – такова суть поправок в закон об образовании, разрабатываемых сейчас в Правительстве РФ.

 

Предложение вернуть профориентацию в учебные учреждения отвечает жизненным интересам государства. Сейчас на отечественном рынке труда наблюдается явная диспропорция. У нас чересчур много экономистов, юристов при явном дефиците специалистов в производственной сфере: инженеров, механиков, агрономов, электриков, каменщиков, токарей…

Проше говоря, стране нужны рабочие руки. Причем не абы какие, а хорошие. Нам, как воздух, необходимы высококвалифицированные талантливые мастера технического профиля. 

В недавнем Послании Федеральному Собранию глава государства четко обозначил вектор движения России. Было, в частности, заявлено, что с целью повышения качества жизни и уровня благосостояния населения страна должна совершить технологический рывок, показать темпы роста экономики, опережающие мировые. 

Чтобы реализовать эту задачу, необходимо преодолеть такие мешающие динамичному развитию факторы, как малая производительность труда и низкое качество человеческого капитала. У нас доля квалифицированных рабочих составляет примерно 5 процентов, а, например, в Германии – около 50 процентов.

Почему так сильно отстаем по этим показателям? По моей оценке, одна из ключевых причин здесь – длительное отсутствие эффективной системы трудового воспитания в школах. 

Трудовое воспитание позволяет не только передать ученику определенные рабочие навыки и умения, но, что самое главное, побуждает подростка уважать свой и чужой труд, раскрывает творческий потенциал, стимулирует инициативу.

В Советском Союзе к трудовому воспитанию подрастающего поколения относились серьезно. Помимо школьных мастерских, которые были в каждом учебном заведении, функционировала обширная сеть межшкольных учебно-производственных комбинатов. Кроме того, на многих предприятиях работали специальные учебные цехи для старшеклассников. 

С развалом СССР эти, в целом хорошие, наработки ушли в прошлое. Достойной замены же не появилось. В действующем законе об образовании даже отсутствует само понятие «трудовое воспитание». Более того, там содержится прямой запрет на привлечение учащихся к труду, не предусмотренному образовательной программой, без согласия их родителей.

В результате, скажем, за указку, изготовленную учеником на уроке технологии, преподавателя вполне могут наказать за незаконное использование труда ребенка.

Прямым следствием такого положения дел стало то, что в большинстве своем выпускники школ имеют весьма смутные представления о том, какие профессии востребованы, и в выборе будущей специальности руководствуются мотивами, далекими от реальной жизни.

Ситуация нуждается в безотлагательной корректировке. Вопрос столь важен, что Президент счел необходимым затронуть его в Послании. «Нам нужно выстроить современную профориентацию. Здесь партнерами школ должны стать университеты, научные коллективы, успешные компании. Предлагаю с нового учебного года запустить проект ранней профориентации школьников «Билет в будущее». Он позволит ребятам попробовать себя в деле, в будущей профессии в ведущих компаниях страны. Уже в этом году выделяем на эту инициативу 1 миллиард рублей», - сказал Владимир Владимирович Путин. 

Речь о данном начинании шла и на медиафоруме Общероссийского народного фронта «Правда и справедливость», состоявшемся в Калининграде. В своем выступлении Президент подчеркнул, что программа «Билет в будущее» может быть расширена в 2019 году в случае ее успеха у школьников.  При этом было замечено, что в настоящее время действует целый ряд мер, направленных на раннюю профориентацию школьников. В их числе - введенный в обязательную школьную программу предмет «технологии», возможность проходить профподготовку в колледжах, центры поддержки и развития творческих способностей и талантов детей «Кванториум».

Все эти инструменты уже не один год применяются в нашем регионе. В частности, в прошлом году 7 наших колледжей совместно с 20 школами начали реализацию проекта «Профессиональные пробы», в рамках которого школьники могут не только познакомиться с разными профессиями, о и, что называется, попробовать себя.

Агентство по делам молодежи области постоянно проводит профориентационные экскурсии учащихся школ по предприятиям региона. Успешно работает детский технопарк «Кванториум» при БФУ имени Канта.   На повестке дня – организация выездов мобильных лабораторий «Кванториума» в муниципалитеты с целью повышения доступности и качества дополнительного образования детей, проживающих в сельской местности. 

Создавая качественно новую, отвечающую потребностям времени систему профессиональной ориентации школьников, следует воспользоваться хорошими наработками стран с развитой экономикой.  Например, в Англии государство выделяет гранты именитым мастерам, которые берут себе школьников подмастерьями. Функции такого мастера-наставника - не только дать своему воспитаннику определенный набор профессиональных навыков, но и контролировать его рост в образовательных дисциплинах, мотивировать, стимулировать, поддерживать ребенка. 

На необходимость активно развивать институт наставничества указывает наш Президент. «Только так, объединив передовые знания и нравственные основы, обеспечив подлинное партнерство и взаимопонимание поколений, мы сможем быть сильными», - отмечено в Послании Федеральному Собранию.

 

Марина Оргеева, председатель областной Думы

Пресс-служба Калининградской областной Думы

Категории:  Законодательство
 
вверх